Технотронная эра изменчивых воззрений

el-factor-humano

Век изменчивых воззрений непосредственно обусловлен влиянием технотронной революции на существующие идеологии и взгляды на жизнь. То, что человек думает, тесно связано с тем,
что он узнает по опыту. Эта связь носит не причинный, а вза­имозависимый характер: опыт влияет на мышление, а мышле­ние обусловливает интерпретацию опыта. В наши дни господствующей моделью в возрастающей степени становится, по-видимому, модель глубоко индивидуалистических, бесси­стемных, меняющихся перспектив. Институционализирован­
ные воззрения, являющиеся результатом слияния идей и установлений, многим уже не кажутся жизненными и умест­ными.

В то же время скептицизм, который в столь значитель­ной мере способствовал развенчанию институционализиро­ванных воззрений, сталкивается теперь с новым упором на энтузиазм и чувство личной причастности. В результате для многих людей наступает эра скоропреходящих увлечений и быстро меняющихся взглядов, причем эмоции служат для не­которых из них чем-то вроде скрепляющего вещества, роль которого прежде играли установления. А поблекшие револю­ционные лозунги прежних времен обеспечивают им вдохновение, необходимое для того, чтобы встретить совершенно другое будущее.

В формировании той коллективной человеческой созна­тельности, которая определяет наше отношение к реальности и создает основу для интеллектуального структуирования
этой реальности, можно различить несколько длительных пе­риодов. Великие религии исторических времен имели решаю­щее значение для формирования перспективы, связывавшей индивидуальную поглощенность человека своей внутренней
жизнью с существованием универсального бога, этого источ­ника обязательных для всех норм поведения. Реальность была богоданной, и граница между конечным и бесконечным
стиралась.
Идеологический период, совпавший с периодом индустриа­лизации и распространения грамотности, намного усилил тягук социальному активизму и выдвинул более конкретные цели, которые определялись с точки зрения блага нации или какого-либо другого коллективного блага, причем во главу угла были поставлены внешние условия человеческого существо­вания. Активизм требовал более точного определения нашей реальности. Эту потребность .должны были удовлетворить систематизированные, даже догматические интеллектуальные
схемы.
В наше время укоренившиеся идеологии подвергаются ата­кам из-за своего институционализированного характера, не­когда сыгравшего положительную роль в мобилизации срав­нительно необразованных масс, теперь же превратившегося
в препятствие для интеллектуальной адаптации последних.
В то же время поглощенность этих идеологий внешними сто­ронами жизни все больше рассматривается как игнорирова­ние ими ее внутренней, более духовной стороны. Стремление
к индивидуальным действиям, основанное на моральном воз­мущении и стимулируемое гораздо более высоким общимт уровнем образования, стало суррогатом хорошо организованной активной деятельности, хотя оно и не страдает пассивностью и безразличием к внешней реальности, типичным для доидеологического века.
Обладавшие непреодолимой притягательной силой идеоло­гии уступают, таким образом, место принудительно внушае­мым идеям, но без той эсхатологии, которая была характер­на для других исторических эпох. Тем не менее и сейчас еще ощущается потребность в некоем синтезе определенных моральных ценностей, способном определить смысл и истори­ческую направленность нашего времени. Движущей силой этих поисков является требование равенства — равенства лю­дей в рамках институтов и обществ, равенства рас, равенст­ва наций. Принцип равенства руководит действиями как мя­тежников в университетах Запада и Востока, так и новых государств в их борьбе против стран, лучше устроенных и
более богатых. Упор на равенство, как и страх перед собст­венным устареванием, вызывает у многих опасение того, что новый послеиндустриальный век потребует еще большей дифференциации в деловых качествах, способностях и интеллек­туальной подготовке людей, увеличивая тем самым различия в условиях человеческого существования в эпоху непрерывно
усиливающегося глобального взаимодействия.

203, 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Смотрите также

  • S&P500 — Возвращаемся к старой разметке
    Анализируя рынки по закону Эллиотта, по общему правилу следует отказываться от более сложных сценариев (разметок) в пользу более простых. Тем не менее в некоторых случаях сложные сценарии становятся основными. Бывают также случаи, когда простая разметка по мере развития настолько усложняется, что приходится переводить её в разряд альтернативных или вовсе отказываться …
  • Чего ожидать от выборов в Германии —
    Автор: Мюррей Ганн Проработав на посту канцлера 16 лет, Ангела Меркель уходит в отставку. Германию в мире будет представлять новое лицо. На графике видно, как за долгое время пребывания Ангелы Меркель на этом посту фондовый рынок Германии превосходил широкий европейский индекс. Продолжится ли эта тенденция? Социономическая теория предполагает, что, если …
  • Энергетическая изоляция — США готовятся стать чистым экспортером энергоресурсовЭнергетическая изоляция — США готовятся стать чистым экспортером энергоресурсов
    Совершенно невероятные, эпохальные изменения происходят на наших глазах. Темпы наращивания добычи нефти и газа в США столь высоки, что энергобаланс коренным образом меняется буквально за последние несколько лет. К осени 2018 США не просто ставят мировые рекорды по добычи нефти, они становятся лидерами по экспорту! Экспорту, черт их побрал! В …
  • Искусство ничего не делать — Правила инвестиций от трейдера с годовой прибылью в 300%
    Автор бестселлера «Маги рынка» Джек Швагер берет интервью у самых эффективных трейдеров. Один из таких гениев Амрит Сейл, который однажды заработал миллион долларов за две минуты, считает, что самый главный секрет успеха — не делать ничего лишнего и не ловить «лосей» вместо «единорогов». «Успешная торговля — это искусство ничего не …
  • Когда на самом деле была II Отечественная — О чем не расскажут историкиКогда на самом деле была II Отечественная — О чем не расскажут историки
    Конт https://cont.ws/@otshell/413532   Источник: История Пи 7, 1