Management-Club.com

управляй и властвуй...

Социальный взрыв/имплозия

1452605734252991400… Эти новые взаимоотношения .носят напряженный характер: человек еще должен умозрительно охарактеризовать их и тем самым сделать их понятными для самого себя. Наша расши­рившаяся глобальная реальность одновременно и распадает­ся, и давит на нас. Это совпадение внешнего взрыва и импло­зии порождает у нас не только состояние неуверенности и на­ пряженности, но также и совершенно новое восприятие того, что многие по-прежнему называют международными отноше­ниями.
По мере того как окружающая нас среда быстро изменяется и становится все легче управлять людьми и воздейст­вовать на них, создается впечатление, что жизни недостает цельности. Все кажется более мимолетным и преходящим: внешняя реальность выглядит скорее расплывчатой, чем проч­ной, человеческое существо—более синтетическим, чем натуральным. Даже наши чувства воспринимают совершенно новую «реальность», созданную нами самими, но тем не менее совершенно «реальную» с точки зрения наших ощущений.
И, что еще важнее, уже наблюдается широко распространенная озабоченность по поводу возможности биологического и химического вмешательства в то, что до сих пор рассматривалось как неизменная сущность человека. Некоторые утверждают, что поведение человека может быть предопределено и подвергнуто преднамеренному контролю. Человек в возра­стающей мере приобретает способность заранее определять пол своих детей, воздействовать с помощью медикаментов на развитие их интеллекта и изменять и контролировать их ин­дивидуальность.

Говоря о будущем, от которого нас отделяют всего лишь несколько десятилетий, один из экспериментато­ров в Области контроля над интеллектом утверждает: «Я предвижу наступление времени, когда у нас возникнет воз­можность, а следовательно, неизбежно и соблазн, управлять поведением и интеллектуальными функциями всех людей, воз­действуя на их мозг путем изменения окружающей среды или же с помощью биохимии».
Таким образом, вопрос о том, расширят ли на самом деле техника и наука открывающиеся перед индивидом возможно­сти свободного выбора, остается пока не решенным. В статье
«Исследование называет технику благодеянием для индиви­дуализма» газета «Нью-Йорк тайме» сообщила о предвари­тельных выводах проведенного в Гарварде исследования социального значения науки. Участники его пришли к выводу, что «большинство американцев обладает сейчас (большими возможностями для свободного выбора, большим опытом и более развитым чувством собственной ценности, чем когда-либо прежде». Быть может, это и верно. Но подобного рода сужде­ние покоится главным образом на интуитивном — и основан­ном на методе (сравнения—проникновении в нынешний и прежний образ мыслей американцев.

В связи с этим весьма убедительно звучат слова предостережения, высказанного одним проницательным наблюдателем: «Следует тщательно изу­чить степень достоверности утверждения (исходящего из оцен­ки нынешнего поведения людей), согласно которому с развитием техники у индивида увеличится возможность выбора и перед ним откроется большее число доступных ему альтерна­тив. В принципе это действительно может случиться. Но фак­тически индивид может использовать любое количество психо­логических средств, чтобы избежать неудобства, возникающего из перегрузки его информацией, и тем самым значительно ог­раничить число приемлемых для него альтернатив по сравне­нию с тем, которое техника могла бы в принципе предоста­вить ему».
Иными словами, подлинная проблема заключается сегодня в том, как именно индивид будет пользоваться пред­ставляющимися ему возможностями выбора, в какой мере он будет интеллектуально и психологически подготовлен к ис­пользованию их и каким путем общество в целом сумеет соз­дать благоприятную обстановку для извлечения индивидуумом выгод из этих возможностей. Наличие таких возможностей еще не является само по себе доказательством приобретения человеком большего чувства свободы или ощущения собствен­ной ценности.

Вместо того чтобы воспринимать себя как нечто стихийно обусловленное, человек в наиболее развитых обществах может в большей мере заняться самоанализом на основе внешних,
точных критериев. Каков мой коэффициент умственного раз­вития? Каковы мои склонности, личные свойства, способности, привлекательные и отрицательные черты?
«Внутреннему чело­веку», стихийно принимающему собственную стихийность, бу­дет во все большей мере бросать вызов «внешний человек», со­знательно стремящийся постичь механизм своего самосозна­ния; и переход от одного к другому может оказаться нелег­ким. Он приведет также к возникновению трудных проблем при определении разумных масштабов социального контроля. Воз­можность далеко идущего химического контроля мыслей, опасность утраты индивидуальности, таящаяся в широком приме­нении пересадок отдельных органов человеческого тела, осу­ществимость управления генетической структурой создадут необходимость в определении обществом общих критериев, регулирующих допустимость или недопустимость использования таких средств. Как отмечает вышеупомянутый автор, «…хотя
химия воздействует на личность, человек имеет значение для самого себя и для общества в своем социальном контексте — за работой, дома, за игрой. Последствия попыток воздействовать на него являются социальными последствиями. При при­нятии решения о том, как быть с подобными средствами, из­меняющими субъект и его опыт (а следовательно, изменяющи­ми после эксперимента и саму личность человека), и о том, как быть с «измененными» человеческими существами, нам придется столкнуться с такими новыми вопросами, как: «Кто я?», «Когда я являюсь кем?», «Кто они по отношению ко мне?».

Кроме того, человек в возрастающей мере будет жить в созданной человеком же и быстро изменяемой им среде. К концу нынешнего века .примерно 2/3 населения развитых стран
будет жить в городах . До сих пор рост городов был в пер­вую очередь побочным продуктом случайных экономических преимуществ городской жизни, магнетической притягательной
силы, излучаемой центрами е многочисленным населением, бегства большого числа людей от деревенской бедности и эксплуатации. Рост этот не был продуманным мероприятием с целью улучшить качество жизни. Влияние «случайных» горо­дов уже способствует обезличению индивидуальной жизни, по­скольку в городских условиях ослабевает структура родствен­ных связей и становится затруднительным поддерживать прочные дружеские отношения. Джулиана Хаксли можно, по­жалуй, обвинить лишь в незначительном преувеличении, когда он предостерегал,, что «скученность приводит у животных к ис­каженному невротическому и прямо-таки патологическому поведению. Мы можем не сомневаться, что в принципе это относится и к людям. Нынешняя городская жизнь, безусловно, приводит к массовым психическим заболеваниям, к растущему вандализму и к возможности взрывов массового насилия».

Проблема утверждения Своей индивидуальности, вероятно, еще усложнится .возникновением между (поколениями бреши, углублению которой будет способствовать распад традицион­ных связей и ценностей, базирующихся на обширных семей­ных и прочных общинных связях. Диалог между поколениямистановится диалогам глухих. Он больше не укладывается в
консервативно-либеральные или националистически-интернациональные рамки. Причина краха в общении между поколе­ниями, ставшего столь очевидным во время студенческих мятежей 1968 г., коренилась в неубедительности старых симво­лов для множества представителей младшего поколения. Дис­куссия предполагает принятие общей для обеих сторон систе­мы эталонов и языка; .поскольку этого не было, дискуссия ста­новилась все менее возможной.

Если в настоящее время столкновения происходят по по­водуморальных ценностей, причем значительная часть мо­лодежи отвергает ценности старшего поколения, а старшие в
свою очередь утверждают, что молодые безответственно укло­нились от определения своих собственных ценностей, то в бу­дущем столкновения между поколениями будут происходить
также и по вопросам обладания специфическими деловыми качествами. Через несколько лет к мятежникам в более раз­витых странах, где сегодня их деятельность заметнее всего,
присоединится навое поколение, претендующее на власть, в правительстве и деловом мире,—поколение, наученное мыслить логически, привыкшее попользовать в помощь человеческому
разуму электронно-вычислительные машины так же естестяно, как мы привыкли пользоваться машинами для увели­чения нашей мобильности; изъясняющееся на языке, который функционально связан с этими вспомогательными средства­ми; принимающее в качестве привычных методов управления такие современные нововведения, как планирующие, програм­мирующие и составляющие сметы системы, как появление в крупном бизнесе групп «высших компьютерных администрато­ров». Поскольку старшая элита защищает то, что она рас­сматривает не только как свои кровные законные интересы, но и более принципиально — как свой собственный образ жизни, столкновение может привести даже к еще более острым спо­рам идейного порядка.

54, 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Смотрите также

  • О культивировании страха во времена перестройки в РоссииО культивировании страха во времена перестройки в России
    В целом культивирование страха было важной составной частью всей программы перестройки и реформы. Для этого были использованы все возможные темы: репрессий 1937 года, голода, дефицита, технологических катастроф, преступности, СПИДа, экологических опасностей, межнациональных войн и полицейского насилия. При этом в каждой теме образы страха накачивались в массовое сознание с невероятной силой, …
  • Слабые стороны Америки: общественное невежествоСлабые стороны Америки: общественное невежество
    Пятое уязвимое место Америки — очень слабые познания американского населения об остальном мире. Горькая правда состоит в том, что американцы пугающе плохо разбираются в основах мировой географии, текущих событиях и даже ключевых вехах мировой истории — виноваты в этом отчасти упомянутые выше издержки образовательной системы. Проведённое в 2002 году Национальным …
  • Капитализм и рабовладениеКапитализм и рабовладение
    … Мы же хотим обратить внимание на следующее: капитализм и рабовладение— «две стороны одной медали». То есть рабовладение (по крайней мере, в его «классическом», римском варианте) предполагает капитализм, а капитализм предполагает рабовладение. Если мы поймем эту органическую связь капитализма и рабовладения в Древнем Риме, тогда нам легче будет понять и …
  • О новом мировом порядке, Организации Объединенных Наций (ООН) и холодной войнеО новом мировом порядке, Организации Объединенных Наций (ООН) и холодной войне
    Сформулируем основные пункты плана построения нового мирового порядка (на основании публикаций, принадлежащих перу не только тех авторов, которые выступают в качестве оппозиции планам создания мирового правительства, но и тех, которые находятся на «службе» у мировых ростовщиков и «озвучивают» их планы):   — для преодоления войн, кризисов, социальных проблем необходим демонтаж …
  • О выкупе акций и их биржевой стоимости, а также о стимулировании персонала за счет акционерного опционаО выкупе акций и их биржевой стоимости, а также о стимулировании персонала за счет акционерного опциона
    По мнению китайских акционеров, основная цель выкупа акций публичными компаниями — это воровство, поэтому предприятия, не брезгуя никакими методами, подделывают данные, приукрашивают отчетные доклады, выставляют себя в выгодном свете, занимаются лоббированием и влияют на общественное мнение. В общем, все делается для того, чтобы укрепиться на рынке и получить больше прибыли. …
Management-Club.com © 2015-2018
Translate »
Подробнее в З. Бжезинский «Технотронная эра» (Между двумя веками: роль Америки в эру технотроники), 1969 год
Руководство технотронным обществом

О межгосударственных конфликтах

Закрыть