Management-Club.com

управляй и властвуй...

Современное рабство: сущность и формы

sovremennoe-rabstvoСовременное рабство выступает в двух основных формах: а) рабство в узком смысле; б) рабство в широком смысле.
Рабство в узком смысле означает, что один человек владеет другим человеком, при этом владелец (собственник) может использовать другого человека по своему усмотрению. Если раб используется для обеспечения собственных потребностей хозяина в тех или иных продуктах труда и услугах, то такое рабство называется
«патриархальным».Если раб используется для производства товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке, то речь идет о «классическом» рабстве (таком, которое существовало в Древнем Риме в конце республиканской и начале императорской эпох). Рабство в узком смысле часто называют
«прямым»или
«физическим».


Рабство в широком смыслеозначает любую эксплуатацию одного человека другим, даже без возникновения права собственности у эксплуататора на эксплуатируемого человека. Главный признак любого рабства: у эксплуататора возникает право собственности на создаваемый работником продукт. Рабство, отличное от прямого (физического), может иметь различные названия:
«экономическое», «социальное», «наемное», «капиталистическое», «непрямое»и т.п. При системе экономического рабства эксплуататора, как считают некоторые внимательные исследователи, было бы правильнее называть не
«рабовладельцем»,а
«рабопользователем».С нашей точки зрения, никаких изменений в терминологию вводить не надо, слово «рабовладелец» точно отражает суть любой эксплуатации: эксплуататор становится владельцем результата работы эксплуатируемого человека (т.е. владельцем работы). Правильнее говорить о продукте, создаваемом работником как о
«продукте работы»,а не как
«продукте труда».По очень простой причине:
несвободный человек работает, а свободный трудится (потому мы и называем первого—
рабом, а второго—
трудящимся).Следовательно, несвободный работник (в том числе работающий по найму) создает не продукт труда, а
продукт работы.Хозяин присваивает продукт работы, поэтому его следует называть
владельцем продукта работы,или короче —
рабовладельцем.Общество, базирующееся на использовании наемных работников, без всякой натяжки может быть названо
рабовладельческим.
Присваиваемые результаты работы могут иметь натурально-вещественную форму или денежную. Первая форма характерна для патриархального рабства, вторая — для классического рабства, а также для современного капитализма.
В XIX веке прямое рабство стало постепенно уходить с исторической сцены, а его место стало занимать экономическое, или наемное рабство. Сегодня прямое рабство запрещено как международным правом, так и национальными законами. Однако оно полностью не исчезло, перейдя на нелегальное или полулегальное положение.
Нелегальное рабствотщательно конспирируется, находится в «подполье», скрываясь от правосудия.
Полулегальное рабство особенно не скрывается, оно существует в тех странах, где государство «смотрит сквозь пальцы» на факты рабовладения.


Признаком же рабства может быть
        внешнее принуждение человека к труду.Раньше для внешнего принуждения использовалась почти исключительно грубая,
        физическая сила.Сегодня она дополняется
        духовно-психологическим насилием.Через манипулирование общественным сознанием и общественным поведением работодатели (хозяева крупных корпораций и банков) добиваются подавления воли и «полной покорности» со стороны наемных работников. Управление общественным сознанием достигло такого совершенства, что сегодня работник может даже не ощущать внешнего насилия. Он может, например, полагать, что трудится для того, чтобы потреблять. Такой работник порой напоминает лошадь, перед мордой которой вешают клок сена для того, чтобы она резвее скакала. Современные соблазны «общества потребления» очень напоминают тот самый «клок сена», который заставляет наемного работника резвее трудиться на своего хозяина.
Внешнее насилие — важный, но не универсальный признак рабства. Например, может быть внешнее принуждение к труду в воспитательных целях. Родители заставляют своих детей трудиться, чтобы они не выросли тунеядцами. Государство вправе устанавливать нормы обязательного труда для заключенных, как для их исправления, так и для того, чтобы они компенсировали ущерб, нанесенный их незаконными действиями.
И тут мы опять приходим к выводу, что универсальным признаком рабства (прошлого и современного, патриархального и классического, прямого и наемного) является
        присвоение результатов труда (работы) одного человека другим.
О современном рабстве в разных его модификациях все чаще можно прочитать и в газетах, и в специальных журналах, и в толстых монографиях. Это явление, которое уже трудно замалчивать или подыскивать ему какие-то благообразные названия, которые бы спасали современное цивилизованное общество от позора и дискредитации. Вот, например, книга английского автора
        Кевина Бейлза «Одноразовые люди. Новое рабство в системе глобальной экономики».
В указанной работе автор формулирует важную мысль: сегодня капитал воздерживается от классического рабства, предпочитая владению рабом контроль над ним. Капиталистический работодатель, преследуя цель получения прибыли, может вполне обходиться без «приватизации» работника. Кевин Бейлз, объясняя разницу между владением и контролем в сфере трудовых отношений, проводит аналогию: еще в XX веке в мире существовала колониальная система, которая основывалась на прямом владении одних стран (колоний) другими странами (метрополиями). Сегодня колониальная система ушла в прошлое, однако в современных условиях корпорации не менее эффективно эксплуатируют бывшие колонии, присваивая большую часть производимого там продукта. Эта система называется
        неоколониализмом.Точно так же прямое рабство сегодня в значительной мере преобразовалось в наемное рабство.

145, 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Смотрите также

  • О синдроме «старослужащих» в отношениях с подчиненнымиО синдроме «старослужащих» в отношениях с подчиненными
    Есть еще один часто встречающийся симптом слишком дружеской атмосферы. Речь идет о поведении тех сотрудников, которые работают либо со дня основания компании, либо очень давно. Бывает, что руководителя и «старослужащих» связывает общее прошлое или совместная борьба со стартовыми трудностями. Так или иначе, но между ними установились менее формальные отношения, чем …
  • О связи телевидения с устной речьюО связи телевидения с устной речью
    Создание телевизионного образа как главная технология политической борьбы имела для культуры и в целом для общества страшные последствия. Говорят, что «имидж господствует над речью» — произошла смена языка в политике. Язык стал таким, что политик может полчаса гладко говорить, но после этого невозможно кратко повторить основное содержание его речи. Из …
  • ЦБ обнаружил рекордную с 1998 года дыру в платежном балансе РоссииЦБ обнаружил рекордную с 1998 года дыру в платежном балансе России
    Баланс валютных доходов российской экономики резко ухудшился: тяга населения и бизнеса к импортным товарам и поездкам за границу, а также отток дивидендов в пользу зарубежных держателей российских акций «съели» все поступившие в страну доллары и евро. Как сообщил ЦБ РФ, в июне разница между основным валютными потоками в страну и …
  • Смена руководства компании: от предпринимательства к профессиональному менеджменту на этапе «Юности» организацииСмена руководства компании: от предпринимательства к профессиональному менеджменту на этапе «Юности» организации
    Приглашение профессионального менеджера изменяет характер управления компанией. В нашем случае руководство подразумевает процесс изменения организационной культуры — перевод компании с одного этапа жизненного цикла на другой. В действительности же это означает, что перед компанией вместо одних проблем возникают другие. Руководство организации требует решения сегодняшних нормальных проблем и подготовки к решению …
  • Видео: Андрей Фурсов — Лекция «Русская власть»Видео: Андрей Фурсов — Лекция «Русская власть»
      Видео: Андрей Фурсов — Лекция «Русская власть» 37, 1
Management-Club.com © 2015-2018
Translate »
Подробнее в В.Ю. Катасонов "От рабства к рабству. От Древнего Рима к современному Капитализму"
О превращении денег в капитал на примере Англии

О рабском труде

Рабство как основное условие для создания капитализма

Закрыть