О культивации потребления

Общество потребления

Общество потребления

Капитализм сегодняшнего дня — это
капитализм потребления.
По крайней мере, тот капитализм, который существует в зоне обитания «золотого миллиарда». Сами апологеты современного капитализма с гордостью говорят о Западе как об «обществе потребления». Но речь идет не просто о «потреблении» как некоем акте удовлетворения жизненно необходимых потребностей человека.
Во-первых, сегодня «потребление» — это, прежде всего, «сверхнормативное», или «избыточное» потребление, целью которого является
получение удовольствий.
Во-вторых, это целый ритуал, который включает в себя планирование того, что человек собирается потреблять, процесс поиска источников предметов потребления (ресторанов, туристических компаний, компаний-производителей, магазинов), акт покупки предметов потребления (товара, услуги), сам процесс потребления. Впрочем, далеко не всегда процесс «потребления» заканчивается потреблением как таковым. Важен сам процесс, который погружает человека в мир мечтаний и образов, отвлекает от насущных жизненных проблем. То есть потребление из материального процесса отчасти превращается в нечто виртуальное. Сегодня указанный ритуал занимает большую часть жизни обывателя: так или иначе он погружен в процесс «потребления» даже в течение рабочего времени, иногда он продолжает думать о «потреблении» даже во сне.

Мы видим «трогательную» заботу капиталистов о потребностях наемных работников и о том, чтобы последние получали «удовольствия» по максимуму.
Во-первых, с целью максимизации «удовольствия» денежные капиталисты предлагают наемным работникам кредиты для «стимулирования спроса», т.е. для покупки дополнительных товаров и услуг. Об этом мы уже говорили выше в контексте «долгового рабства».

Во-вторых, стратегической линией поведения капиталистов всех мастей и видов (денежных, торговых, промышленных) является максимальное расширение круга потребностей наемного работника.
В свое время известный американский промышленник Генри Форд заметил, что промышленный капитализм отличается от финансового капитализма тем, что первый удовлетворяет потребности человека, а второй их создает.

Потребительство превращает процесс покупок (шоппинг) в своего рода «наркотик», без которого современный человек с сильно атрофированными духовными потребностями уже не может обходиться. В большинстве случаев приобретаемые товары не очень нужны такому одержимому человеку.
Такую зависимость можно назвать «потребительским рабством».

Добиваясь установления устойчивой зависимости человека от мира вещей, капиталисты тем самым повышают эффективность других видов рабства — прежде всего наемного и долгового.


В заключение приведем отрывок из интересной статьи, в которой раскрывается духовная сущность «потребительского рабства» как неотъемлемой черты современной денежной цивилизации:

«Вторым по мощности и масштабности процессом жизнедеятельности социумов цивилизации денег является индустрия удовольствий: еды, развлечений, секса, алкогольных полок и т.п.
        (На первое место в денежной цивилизации автор ставит банковско-административную деятельность.—
        В.К).По числу занятых в индустрии утех, развлечений и прочих удовольствий занято больше, чем во всех иных секторах жизнедеятельности. Так называемая сфера обслуживания всевозможных потребительских интересов, сопровождаемых физиологическими удовольствиями, — краса и гордость западной цивилизации, — ее же и тест на нравственное уродство. Которое густо закамуфлировано модными одеждами, красочными упаковками потребительских товаров, сигарет, пива, крепких алкогольных напитков, роскошными интерьерами ресторанов, баров, казино. Вся эта «цивилизованная» преуспевающая публика, неодолимо предрасположенная к алкоголизации, блуду, педофилии, гомосексуализму, казнокрадству, воровству, предумышленным убийствам и всем прочим смертным грехам, неколебимо мнит себя лучшей частью человечества, блистая роскошью, знаками отличий, званиями и т. п. И превращая в сплошные развлечения не только досуг, но зачастую и время своих профессиональных занятий, имея под рукой для этого обслугу на все.
Люди культуры массового потребления доступных удовольствий лгут так же легко и естественно, как дышат. Воруют столь же привычно и обыденно, как чистят зубы. Практически всю свою взрослую жизнь, сохраняя детские привычки к удовольствиям, сладкому и игрушкам, которые меняют только модификацию, конфигурацию. Воздушные шары, мороженое и плюшевых медвежат сменяют модные костюмы, драгоценности, «мерседесы», яхты, марки телевизоров, коллекционных ружей и т.п. цивилизованная мишура, виды и модификации которой беспрерывно множатся, забавляя и услаждая все новые поколения взрослых детей с укладом пещерной психики. Процесс реставрации и строительства все новых величественных храмов никоим образом ничего не меняет в главном жизненном устремлении людей цивилизации денег — получение удовольствий от жизни любыми способами и средствами, прежде всего, приверженности к алкоголю, курению, сексуальным непотребствам. Что уже само по себе даже в минимальном и самом дешевом наборе занимает все свободное время жизни, не оставляя практически ничего для человеческой духовности. Сами эти множества людей, подвизающихся на разнообразных ролях «сферы услуг», специализируются и «совершенствуются» только в умении провоцировать и поощрять физиологические инстинкты «широких народных масс» потребителей в весьма узком и однообразном до бедности спектре: от обжорства до необузданного секса, обильно приправленных табаком, алкоголем, наркотиками, разнообразными эстрадными шутками-прибаутками на эти темы. Вся эта индустрия шоу-досугов не только «занимает» низкопробно-пищеварительной масскультурой практически все свободное время жизни «народных масс», но и изымает не менее 2/3 из семейного бюджета, их заработков, обогащая разнообразных видео-, аудиомагнатов, всяких там хитроумных пришельцев из космоса, управляющих незрелыми головами и душами аборигенов через их желудки и крайнюю плоть» .


Из приведенного отрывка следует, что «индустрия удовольствий»:
1) занимает первое место в экономике «зрелой» «денежной цивилизации» по величине занятых в ней работников (а также по доле в официальном ВВП);
2) отнимает у человека большую часть (не менее 2/3) его денежных доходов;
3) создает не только и не столько товары и услуги, сколько «нового человека» («живую машину»), лишенного всякого духовного начала и в полной мере отвечающего требованиям «денежной цивилизации».

86, 1

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Майкл Морган и Джеймс Шанахан в своей статье «Состояние Культивации» утверждают, что «культивация приобрела определённые парадигматические качества» и что они видят «будущее исследований эффекта культивации в контексте изменения медиа-среды». Это означает, что гипотеза культивации приобретает новые формы, и учёные начинают по-другому воспринимать влияние масс-медиа на общественность.

  2. Заключительной частью исследования является культивационный анализ. «Гипотеза культивации анализирует то, как телевизионный контент может повлиять на зрителей, особенно на лиц, которые проводят много времени перед экраном».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Смотрите также

  • Измерение пульса ослабевающей экономикиИзмерение пульса ослабевающей экономики
    Корпоративные бай-бэки представляют собой ключевую аналогию для экономики в целом. Центральные банки уже в течение 9 лет проводят большой эксперимент, и совсем скоро мы выясним, оказался ли этот эксперимент успешным или нет. В течение девяти беспрецедентных лет центральные банки вдавливали в пол педаль монетарного стимулирования: почти нулевые процентные ставки, монументальная …
  • Важное напоминание о мании доткомовВажное напоминание о мании доткомов
    Аналитики EWI регулярно анализируют более 100 индикаторов фондового рынка. Прямо сейчас один из этих индикаторов «созрел» в историческом плане, и инвесторам следует готовиться к взрыву. Посмотрим на сегодняшний график. Автор: Bob Stokes Перевод в субтитрах: Текстовая версия видео: Давайте представим на секунду, что мы пытаемся объяснить инопланетянам, как функционирует погода …
  • Подземелье древней башниПодземелье древней башни
    Это не покажут туристам Вторая часть https://youtu.be/KF9yJ_GcVbY .   Источник: История Пи 5, 1
  • Проблемы организации на этапе Позднего Расцвета / СпадаПроблемы организации на этапе Позднего Расцвета / Спада
      Нормальные: Ни одной! Не существует нормальных проблем старения Аномальные: Признаки дезинтеграции Признаки ослабления предпринимательской активности Удовлетворенность результатами и процессом Чувство безопасности, отсутствует чувство необходимости срочных действий Опора на то, что работало в прошлом Порядок ради порядка Все больше времени проводится в офисах за рабочими столами Рост накладных расходов как …
  • Российские бренды «косящие» под импортныеРоссийские бренды «косящие» под импортные
      Именно японского AKAI на российском рынке не представлено, так как он объявил банкротство в 2000 году. Позиционирующая себя сегодня как японская марка AKAI, предлагающая себя в российских магазинах зарегистрирована в России в 2002 году компанией «Акай Юниверсал» и не имеет юридического отношения к японской одноименной компании. Позднее российский бренд …