Организованное христианство

full1392053083

Столь же драматичной, хотя и иной по содержанию, яв­ляется проблема, перед которой в настоящее время стоят
традиционные религии, особенно христианство. В отличие от коммунизма современное христианство не составляет больше
системы власти; его светская власть не только ограничена, но
и продолжает сокращаться. Но в то же время христианство,
особенно в его католическом выражении, представляет собою
одновременно и систему доктрин, и институт. Напряженность
в отношениях между верованиями и институтом — это древ­няя, во многих случаях болезненная для церкви история, од­нако проблема эта приобрела новый аспект в результате уси­лий вдохнуть в церковь новую жизнь, усилий, предпринятых
папой Иоанном XXIII и папой Павлом VI и сформулиро­ванных Вторым вселенским собором (Ватиканум-Н) 21. Эти
усилия осуществляются на фоне, для которого характерны
как беспрецедентное внимание к происходящему со стороны
заинтересованных в нем христиан (не только католиков), так
и многочисленные свидетельства растущего безразличия по­следних к предписанным религиозным формам. Иными сло­вами, наблюдается и широкая причастность христианских
масс к совершающимся изменениям, говорящая о том, что
официальные хранители института не в состоянии полно­стью их контролировать, и вместе с тем неуверенность в том,
какими способами лучше всего снова сделать церковь по-
настоящему актуальной, не выхолостив ее духовной само­бытности.
Основная дилемма, перед которой, по словам Унамуно,
стоит церковь, заключается в том, что «католицизм колеблет­ся между мистицизмом, представляющим собой духовный опыт пребывания бога во Христе, непередаваемый опыт, опас­ный, однако, тем, что он переносит на бога черты нашей соб­ственной личности и, таким образом, не избавляет от стра­стей человеческих, — между мистицизмом и рационализмом,
против которого он борется; колеблется между религионизированной наукой и наукофицированной религией» 22. Выбрать
одно означает быть лишенным другого. Однако одно не мо­жет обойтись без другого: мистицизм будет означать уход от современного мира, а сциентизм — поглощение им.
Для церкви это старая дилемма; она возникла и решалась
различными путями на разных исторических этапах. Энцик­лику «Матер эт магистра» и Вселенский собор Ватиканум-П — события, имевшие место в век, определенный идеологическими конфликтами, научными новшествами, пробуж­дением широчайших народных масс, политическими страстя­ми и религиозным застоем, — следует рассматривать как
попытку решить три важных вопроса: во-первых, сделать ин­ституционную структуру церкви более современной, так что­
бы она не препятствовала жизненности идеологического ком­понента (если употребить термин, используемый на протяже­нии всей настоящей главы) в общественном сознании и что­бы институционализированные верования снова приобрели свою значимость как для внутренних, так и для внешних аспектов человеческой жизни; во-вторых, более радикально
сконцентрировать энергию церкви в целом на решении социальных проблем, начиная от индивидуальной нищеты и со­
циальной несправедливости и кончая международным нера­в е н с т в о м ; и, наконец, ликвидировать доктринерские разногла­
сия внутри христианства и покончить с эрой фанатизма и
конфликтов между христианством и нехристианскими рели­гиями.
Эта попытка — именно потому, что она действительно в
какой-то мере подтолкнула церковь в желательном направле­нии,—повлекла за собой новую напряженность в отношениях
между идеями и институтами. Институционная реформа, про­водимая в такой период, когда сама церковная иерархия все
упорнее настаивала на изменениях в области теологии (как в системе коммунизма, эти требования чаще возникали на периферии, чем в центре: тем, чем Югославия была для Кремля, Нидерланды стали для Ватикана!), привела к глубокому
кризису папской власти. Повторный запрет, наложенный па­пой Павлом на искусственные меры предотвращения бере­менности (в энциклике «Гумане вите», 1968), и объявленный
вскоре после принятия Вселенским собором Ватиканум-П
принцип коллегиальности в церковных делах вызвали резко
отрицательную реакцию ряда национальных советов еписко­пов; эта реакция в свою очередь побудила папу римского выступить с предостережением против «взглядов, в значительной мере отходящих от традиционной доктрины церкви и угрожающих порядку в лоне самой церкви».
Тем не менее Ватикану не удалось заглушить брожение в богословских кругах. Чуть ли не вторя требованиям марк­систских философов о свободном марксистском диалоге, ка­толические богословы (в частности, о публичном заявлении,
обнародованном в декабре 1968 г. и подписанном сорока ве­дущими богословами) осудили попытки Ватиканской курии решать теологические проблемы при помощи административ­ных декретов. Они утверждали свое право на полную свобо­ду исследований, которая не должна подвергаться каким бы то ни было институционным ограничениям.
Растущий упор на социальные вопросы, сформулиро­ванный в сочувственном духе в энциклике «Матер эт магист­ра», представил собой проблему иного рода. Интенсивное участие , в мирских делах, и особенно в борьбе против социальной несправедливости, не могло не обратить внимание церкви на внешнее окружение человека, что часто приводило к прямой конкуренции церкви с социалистическими и ком­мунистическими движениями. Молодые католики, более заин­тересованные в социальных вопросах, увидели в этой кон­
куренции (особенно в Латинской Америке) единственно воз­можное спасение для миссии церкви; консерваторы же опаса­лись превращения церкви просто в еще одно светское радикальное движение. Особенно острый конфликт разыгрался в
тех районах, для которых этот вопрос имеет самое непосред­ственное значение, например в северо-восточной Брази­лии. Там, как и в других районах, консерваторы почувство­вали, что то, что церковь выиграет в данный момент, будет
в конечном итоге стоить ей слишком дорого: актуальность в
социальном отношении была бы достигнута ею за счет по­тери своей самобытности. В более широком плане они
утверждали, что успех в социальной области — в не меньшей
степени, чем экономический успех, — может нанести ущерб
духовным ценностям. Позволительно предположить, что, с их
точки зрения, опыт протестантизма в Соединенных Штатах
не является утешительным.
Экуменизм также вызвал осложнения как Институционно­го, так и теоретического порядка. Пуристы опасались, что он
ускорит выхолащивание теоретического содержания христи­анства и превратит католическую церковь в более развитых
странах в расплывчатую этическую организацию, занимаю­щуюся вкупе с другими подобными органами благотворитель­ной деятельностью. Еще больше смутило пуристов возник­новение «вселенского» диалога между христианами и ком­мунистами при активном участии католиков. Сама по себе возможность подобного диалога — несмотря на то, что он прошел относительно незамеченным, — явилась показателем
того, до какой степени претензии на исключительное облада­ние абсолютной истиной, хотя формально они и не были от­брошены ни одной из сторон, уже перестали доминировать и
в умах представителей западных стран, и даже в тех инсти­тутах, которые сами были продуктом манихейской тради­ции.

Однако было бы неверно, воспринимать этот диалог как решающий прорыв в области взаимоотношений между хри­стианской и марксистской доктринами. Участниками этого
диалога были люди, которые, учитывая характер их интел­лектуальной деятельности, сами отражали напряженность во
взаимоотношениях между институтами и идеями: они в силу
склада своего ума отвергали официальные попытки ограни­чить масштаб философских исследований. Таким образом,
обе стороны представляли интеллектуальные окраины, а не
самые центры бюрократической власти. Сами эти центры за­нимали несколько двойственную позицию, которая была обу­словлена не столько фактом этих встреч — к ним они от­неслись терпимо по соображениям отчасти тактико-политического порядка, — сколько той степенью, в какой выступавшие представители обеих сторон, по слухам, смазали разли­чия, существующие между обеими системами мышления.
Несмотря на эти ограничения, состоявшиеся дискуссии —
а они, несомненно, будут продолжаться и расширяться —-
имели большое значение. Они показали, что становится все
труднее замыкать поиски более разумного универсального
видения мира в рамках, определенных институционной систе­мой, поскольку самое существование институтов зависит от
сохранения их специфической строгой самобытности. Вот по­чему то, что внешне кажется скромным и ограниченным, в
действительности было важным шагом в отходе от традицион­ного взгляда Запада на такой диалог как на анафему.
Реформы и дебаты в рамках католицизма уже привели к
тому, что во многих сферах личной жизни авторитет инсти­тута стал вытесняться велениями собственной совести инди­видуума. (Такова, например, была реакция многих еписко­пов и рядовых католиков на проблему контроля над рождае­мостью.) Для человека, движимого побуждениями духовно­го порядка, совесть может оказаться более требовательным
наставником, чем авторитет церкви, однако для большинст­ва людей опора на совесть имеет неизбежным следствием
все большую утрату церковью всякой связи с действитель­ностью. Именно эта дилемма все усиленнее подталкивала
папу Павла VI к тому, чтобы он — несмотря на свою былую
приверженность к новому — занял позицию, продиктованную
ему потребностью защиты институционализма: «В настоящее время, как это может увидеть каждый, ортодоксальность,
то есть чистота учения, по-видимому, не занимает первого
места в психологии христиан. Сколько вещей, сколько истин подвергается сомнению и оспаривается? Какой свободы тре­буют в отношении подлинного наследия католического учения
не только для того, чтобы… лучше объяснить его человеку
наших дней, но и чтобы порой подчинить его тому реляти­визму, в котором кощунственное мышление… стремится най­ти новое выражение, или чтобы приспособить его… к современному вкусу и к рецептивной способности современного ин­теллекта?».
Папа был прав, когда заметил, что «ортодоксальность…
по-видимому, не занимает первого места в психологии хри­стиан». И это не только в смысле формального, открытого
согласия с известными традиционными обрядами, но даже
и в том, что касается более принципиальной сущности веро­вания, как показывает табл. 8 (в таблице представлен опрос, проведенный в разных странах, усредненные показатели  — от 60 до 98 % верят в бога, 38-73% — в загробную жизнь, 5-43% еженедельно ходят в церковь), составленная на основе данных опроса Гэллапа, проведенного в 1968 г.

Согласно таблице: Сравнительно низкий уровень регулярного посещения церквей — хотя это и важное свидетельство усиливающегося пренебрежения к са­мому основному, но также и к самому минимальному из об­рядовых требований — все же не столь показателен, как ог­ромный разрыв между числом тех, кто верит в бога, и тех,
кто верит в загробную жизнь. Суть христианской религии состоит в том, что первое служит гарантией второго. Бог без веры в загробную жизнь не имеет ничего общего с христиан­ским богом.
Данные опроса при всем их фрагментарном и поверхност­ном характере проливают свет на определенную проблему.
С одной стороны, эти данные говорят о кризисе институционизированной веры. С другой стороны, однако, они показывают, что было бы неправильно приходить к выводу, будто
низкая посещаемость церквей и отрицание загробной жизни,
означают широко распространенное неверие. Наоборот, они
наводят на мысль, что подлинного неверия, то есть, иными
словами, глубоко прочувствованного отрицания наличия ка­кой-то реальности за пределами конечного мира, не сущест­вует или по крайней мере еще не существует. Вера в бога,
в которую невозможно вложить реальное содержание, может
являться всего лишь пережитком, доставшимся нам от более
традиционного общества и перенесенным в условия, когда
основное ударение делается на жизнь в данный момент, но
она может также отражать стремление к чрезвычайно лич­ной, внутренней и непосредственной связи между индивидумом и богом.

140, 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также

  • Блеск и нищета — Распределение финансовых активов в СШАБлеск и нищета — Распределение финансовых активов в США
    США отличаются невероятной диспропорцией в распределении доходов и активов. Страна, где огромное количество людей не имеют ничего, но при этом числятся миллионы человек с активами более миллиона долларов. Свыше 8 млн семей долларовых миллионеров (без учета недвижимости и материальных активов) и 24 млн семей (свыше 65 млн человек), которые и …
  • Облигации и акции — третий этаж финансовой пирамидыОблигации и акции — третий этаж финансовой пирамиды
    … они решили выстроить третий этаж финансовой системы в виде ценных бумаг . Это тот этаж, который классик марксизма назвал «фиктивным капиталом» , он был производным от капитала денежного и тем более капитала торгового и производительного. 
Часть ценных бумаг относится к разряду так называемых долговых финансовых инструментов . Это различные …
  • Как вводили и отменяли плоскую шкалу НДФЛКак вводили и отменяли плоскую шкалу НДФЛ
    Угрозы кремлевских источников о повышении подоходного налога для среднего класса оказались преувеличенными. Владимир Путин объявил о таком повышении НДФЛ, что его не заметят ни попавшие под него налогоплательщики, ни бюджет. На длительный популистский эффект Кремлю рассчитывать тоже не стоит. Но бесследно это решение не пройдет. Оно официально отменяет единственную бесспорно …
  • Медведев: экономика вошла в фазу роста )))Медведев: экономика вошла в фазу роста )))
    Экономика России вошла в стадию роста, сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с президентом Владимиром Путиным в преддверии своего отчета в Госдуме 19 апреля. «В целом ситуация в экономике действительно за последний год изменилась. Наша экономика вошла в стадию роста, мы наблюдали это и в конце прошлого года, и в …
  • К инаугурации все готово — военных теперь больше чем гражданскихК инаугурации все готово — военных теперь больше чем гражданских
    Сцена вокруг Капитолия США была напряженной по мере приближения инаугурации Джо Байдена. Национальная гвардия была размещена в этом районе после многочисленных угроз насилия в день инаугурации. Присутствие вооруженных солдат вокруг Капитолия в масштабах, невиданных со времен гражданской войны. Некоторые описали эту сцену как военизированную зону. Капитолий США был помещен под …